Регистрация Вход
Город
Город
Город

Леонид Каганов - про людей и стукачей

Всякий, родившийся в СССР, с младенчества усвоил, что нет оскорбления круче, чем "ябеда". Ябеда - бесспорный враг общества. Ябед ненавидят дети и не уважают воспитатели. Хотя, казалось бы, должны любить своих информаторов. Когда дети подрастут, это будет называться уже другим словом - стукач или доносчик. А это уже - фактически людоед. Но что означает странное слово "ябеда" и откуда оно взялось?

Впервые "ябедник" встречается в Новгородской летописи от 1218 года и означает - чиновник, судья.

В словаре Даля встречается "ябедничать и ябедить" в смысле "клеветать, чернить, возводить напраслину - промышлять ябедой по судам". Чудесные поговорки приводит Даль: "Ябедника на том свете за язык вешают", "Бог любит праведника, а черт - ябедника", "Лучше нищий праведный, чем богач ябедный".

"Ябеда - это клевета", - говорит словарь Ушакова.

"Ябеда - вчинание заведомо неправильных исков", - говорит словарь Брогауза и Ефрона.

Проницательный читатель уже догадался, в чем дело. А для менее наблюдательных поясню: во всех дореволюционных определениях ябедничающим назывался ЛЖЕЦ. Возникает резонный вопрос: в какой же момент слово "ябеда" изменило свое значение и стало означать то, что мы привыкли под ним подразумевать? И что мы привыкли подразумевать? Вот Леночка подбегает к воспитательнице и говорит: "А Колька пластилином измазал занавеску!" Воспитательница таскает Кольку за ухо, но он возмущен до глубины души вовсе не этим. "Ябеда! - кричит он Леноче, - Ябеда!" И дети понимают. И я понимал. А сейчас вдруг задумался. Вы меня извините, я просто пытаюсь рассуждать вместе с вами. Давайте дадим формулировку, что такое современное слово "ябеда". Мне приходит в голову только такая: "Ябедничать - сообщать кому следует правду о неком преступлении для восстановления обещественной справедливости".

Собственно говоря, слово "стучать" и "донести" в современном понимании означает примерно то же самое, что и ябедничать. И ключевое отличие от любых дореволюционных формулировок одно, но решительное: современный ябеда сообщает не клевету, а ПРАВДУ. Ту правду, которую некто желал бы скрыть, поскольку его поступок не легитимен, наказуем. Сообщает ябеда правду для того, чтобы наказать нарушителя и поучаствовать тем самым в восстановлении справедливости. Скажем осторожнее: не абстрактной справедливости (которой наверно и не существует), а той, которая общепринята в данном обществе в данный момент. А для всего прочего у нас есть слово "клевета" - его никто не отменял и оно своего значения не меняло.

Вы следите за мыслью? Мы пока не допустили никаких логических ошибок? Мы с вами с детства ненавидим ябед и стукачей, но при этом утврждаем, что уважаем и правду и справедливость. Как же это в нас уживается? После того, как мы всё назвали своими словами, становится, согласитесь, как-то не по себе. Чувствуется в нашем воспитании некая культурно-моральная трещина, к которой мы так привыкли, что не замечаем. Не замечаем, что одной ногой стоим на одной стороне пропасти, а другой - на противоположной. Попробуем осмотреться.

 

Пример первый. Наши соотечественники, поработавшие в Европе, а особенно в США, поражены, насколько там принято стучать. Стучат все. Автолюбитель на автобане готов тут же позвонить в полицию и сообщить ваш номер, увидев, как вы выкинули на обочину фантик или превысили скорость. Подчиненные докладывают начальству о прогулах коллег. Сотрудники доносят друг другу о неполиткорнектных высказываниях, оброненных кем-то... В США очень почетно являться "добровольным помощником полиции" - человеком, который считает своим гражданским долгом регулярно информировать полицию о том, что видит нехорошего на своей улице и среди своих соседей. Ужас! Выходит, у них как-то все совсем по-другому? Какая-то иная психология? Как так можно жить?

А вот другой пример. Тоже чуждая нам психология, но в другую сторону:

 

В далеких 90-х, в эпоху первых чеченских войн, мой школьный товарищ рассказал мне историю, услышанную им от кого-то или прочитанную где-то. В Чечне, мол, обычаи таковы, что если ты выглянул из избы и видишь, как вор крадет у твоего соседа коня, то сообщить об этом соседу - это очень, очень некрасивый поступок. Надо сделать вид, что ничего не заметил. Такой народ, такие обычаи. Дикость этой истории произвела на меня глубокое впечатлениие. Хотя сегодня у меня есть веские основания подозревать, что эта страшная сказка - плод первой ксенофобии 90-хх, уж очень она плохо вписывается в культуру Кавказа. Но дело не в этом. Для нашего разговора не имеет никакого значения, любопытно само предположение: допустим, где-то (в Африке, в Хоббитании, на Сириусе) существует деревня, где сообщить родному соседу о том, что его обворовывает какой-то незнакомый тип - большой позор, стукачество, ябедничество и общественное порицание. Вопрос: как мы с вами должны относиться к такой деревне и таким обычаям? Мы готовы согласиться с тем, что это - мерзкое стукачество?

Вот тут-то и начинается самое интересное. Потому что моральная пропасть, пролегающая через наше воспитание, оказывается бездонной. Выходит, не любое стукачество - это стукачество, и не любой донос - донос? Что, в принципе, логично, поскольку сообщить "правду для торжества справедливости" - по сути своей благородное дело. Тогда давайте попытаемся нащупать критерий. Что же является признаком стукачества, доноса и ябеды?

Чтобы понять это, я попросил друзей в интернете дать свое определение слову "ябеда", "стукач" и "доносчик". И по большому счету все определения получились похожими. По крайней мере, практически никто не сказал, что ябедничать - это клеветать, но все в целом подразумевали, что ябедничать - плохо. У каждого были свои вариациями, которые подчеркивали гнусность явления. Эти вариации хотелось бы рассмотреть, может в какой-то из них и кроется критерий?

1) Это мерзкий поступок потому, что производится тайно, исподтишка. А так ли это? Мы привыкли с детского сада, что "Колька мажет пластилином занавески" может быть сказано и на ухо воспитательнице, и вслух при всей группе, но все равно сказавший - ябеда. И если вы в метро нажали кнопку громкой связи с машинистом чтобы сообщить о карманнике, который обшаривает пьяного, то вы для него все равно стукач - сообщили ли вы это на весь вагон или попытались нашептать тайно. У кого остались сомнения - давайте вернемся в нашу деревню на Сириусе. Итак, у вашего соседа крадут коня. Но вы не имеете возможности высказать вору личное "фе" или разбудить соседа при нем. Почему? Не важно. Допустим, у вора пулемет (а у соседа два), а у вас ничего такого нет, и вы вообще вскочили с постели в одних подштанниках. А может, сосед живет за горой, а вы смотрели на звезды в телескоп и случайно увидели, что делается в его дворе. И тогда вы звоните соседу по мобильнику - незаметно для вора. Теперь отвечайте: это - стукачество? Донос? Ябедничанье?

2) Это недостойный поступок потому, что производится ради личной выгоды: занять чужое место, сыскать благорасположение. Так ли это? А как быть со стукачеством в лице германского автомобилиста, который закладывает полиции нарушителя? Выгоды от этого ему явно никакой. Или он не стукач в нашем понимании?

3) Это трусливый поступок, потому что ябеда просит для себя (или не для себя) защиты у сильных, поскольку сам решить проблему не в силах. Не очень понятно, почему это плохо. В конце концов, для того и выдуманы специально обученые лица, чтобы решать проблемы вместо своих граждан. Кроме того, не всегда имеется возможность решить проблему самостоятельно, особенно в рамках современной цивилизации. Кулаками, бензопилой и хамским голосом еще можно прогнать ворующего лампочки в подъезде, но нельзя отобрать лицензию у продуктового магазина, повадившегося сбывать просроченные товары со свалки, или запретить пьяному два года садиться за руль.

Давайте тогда рассмотрим третий пример.

 

Допустим, у вас в интернете есть любимый форум. Большой форум, несколько тысяч человек. Он посвящен... да какая разница? Породе вашей собачки. Или вашей любимой игре. Вы фактически живете на этом форуме 3 года. И все прочие обитатели вам давно родные. Три раза в год вы собираетесь на тусовки форумчан. К вам приезжают гости из других городов и вы ездите к ним в гости. И даже со своей женой/мужем вы когда-то познакомились именно здесь. Короче говоря, это ваш любимый мир. И вдруг вы заходите на форум и видите объявление какого-то забежавшего козла: "Это не спам, это деловое предложение! Жми сюда и выиграй 100000$ в онлайн-казино!". Или "вы все лохи и ублюдки, ваш форум - кал!" Или "сдохни сука драная, лучшеб тибе не рождатцо" в ответ на письмо местной девочки, что у нее день рождения, и она на минутку отошла от праздничного стола поделиться счастьем. А рядом, как водится, кнопка "пожаловаться модератору". Это - тайная кнопка, козел никогда не узнает, кто настучал. Зато это будет знать модератор, возможно, начнет вас больше уважать, а со временем даст модераторские полномочия или иные привелегии. При том вы прекрасно понимаете, что сами не в силах удалить эту грязь (пока не вернулась именинница) и наказать козла (например, закрыв ему доступ сюда). Как видим, все условия "мерзкого" поступка соблюдены. Вы все еще готовы нажать кнопку? Если да - вы же, выходит, стукач? Доносчик? Ябеда? Нет? Уже нет? В интернете уже нет, а на улице - еще да?

Вот тут мы и нащупали заветный критерий. Безусловно, стучать и ябедничать - это сообщать правду в целях восстановления справедливости. Но не любой справедливости, а - чуждой нам. Если вы сообщили на партсобрании завода, что вчера Петров рассказывал в курилке политические анекдоты - то вы сказали правду ради справедливости, четко прописанной в УК. И Петров совершенно справедливо сядет на десять лет за антисоветскую агитацию. И для всех тех, кто считает справедливым действующий УК - вы непримеримый борец за правду и светлое будущее. А для тех, кто этот УК люто ненавидит, - вы стукач, гнида и ябеда.

И тогда становится понятно, кто такой "добровольный помощник полиции" в США - это человек, который считает свою улицу своим домом, где не позволит посторонним выкидывать фантики и разрисовывать заборы. И становится понятна психология сотрудника, который докладывает начальству о чьих-то прогулах. Для него фирма - родной дом, а прогульщик - человек, разрушающий дом. Так бабушка у подъезда готова рассказать вернувшейся с работы женщине, что нерадивая нянька бросила ее ребенка возле дома голодного, а сама уходила на полдня в кино. Потому что это - ее родная соседка, а что касается няньки - гнать такую няньку от дома подальше.

Из всех определений ябеды и стукача, что мне сообщили в интернете, больше всего запомнился ответ Спейса: "это человек, ставящий вертикальные отношения выше горизонтальных"...

Возникает вопрос: а как так получилось, что в России стукачество и ябедничество традиционно считается самым мерзким преступлением? Ответ прост: в России всегда и во все времена ненавидели власть. В Древнем Риме - гордились властью. Американцы - обожают историю своей власти. Немцы - ценят "ордунг". А в России власть традиционно ненавидят. В России не было ни одного царя, президента или генсека, о котором после смерти не начинали всенародно говорить те жуткие гадости, которые боялись сказать о нем при его жизни. В России власть всегда была народу НЕ РОДНАЯ. Любые вертикальные отношения в России принято считать заведомо преступными, потому что они всегда наносят вред горизонтальным. И в царскую эпоху, и при социализме, и сегодня. Ведь только на Руси есть поговорка "от тюрьмы не зарекайся" - лаконичный диагноз беспредела. У кого-то полицию любят и уважают, а у нас ментов - ненавидят. Для кого-то полицейский друг и защитник, а для нас мент - враг и бандюга. Ябедничать? За минувшую сотню лет у нас половина страны успела отсидеть в тюрьмах и лагерях. Причем большинство - по доносу. Как им любить доносчиков? А остальные - те, что успели вдоволь пообщаться с отсидевшими и усвоить моральные законы, принесенные из-за колючей проволоки, - за что им уважать стукачей? Как их детям и внукам не сделать слово "ябеда" самым страшным ругательством в саду? Последний штрих, подтверждающий правоту нашей догадки: а ведь даже на зоне не всякий стукач - стукач. Стукач только тот, кто сообщает правду "вертикально". Если ты заметил, что в твой родной хате пока все спали какой-то сучонок принялся крысятничать, разве по всем понятиям это будет в натуре стукачеством, заложить гада однокамерникам, справедливым авторитетам? Вот такая у нас треснутая мораль, так мы с ней и живем.

Я честно скажу - ничего не утверждаю, ни за что не агитирую. И мне самому было страшно заглянуть в ту моральную пропасть, к которой мы привыкли с детства. Я сам воспитан ненавидеть стукачей, и ничего мне уже с этим воспитанием не поделать до конца жизни. Мне отвратительны американцы, стучащие начальству на коллег, и немцы, доносящие полиции о том, кто как едет рядом по автобану. Но есть факт, который отрицать нельзя: чем роднее гражданину власть своей страны, тем больше у него желания считать страну своим домом, а прочих сограждан - своей семьей, и тем чаще у него возникает абсолютно искреннее желание сообщить власти правду о замеченных мерзавцах, которые в родном доме вздумали гадить. И семья сограждан не осудит такого человека, не назовет его ни ябедой, ни стукачом. Если ваш дядя - шериф, ваш отец - начальник автобана, и сами вы строили этот автобан своими руками, не будет стукачеством сообщить, чтоб оштрафовали приезжего козла. Если вы с братом организовали фирму, десять лет работали без сна и еды, пока вышли на приличный уровень, и вот какой-то нанятый вчера сисадмин третий день прогуливает работу, а сервера в бухгалтерии лежат... разве стукачеством будет сообщить брату, заведующему кадрами?

И что самое печальное: ведь понятно, что в здоровом и справедливом обществе вертикальные связи должны быть крепче горизонтальных. Да и какие горизонтальные связи могут быть с людьми, нарушающими общественный закон? И чисто теоретически, Россия должна когда-нибудь подняться до той же организации социума, как в Германии и США. И тогда стучать на дорогах и сообщать начальству о прогулах станет так же просто и естественно, как сообщить соседу, что у него крадут коня, или модератору, что на форуме завелся чужой. Вот ведь удивительно выходит, правда?

© Леонид Каганов  lleo@aha.ru



Источник: http://lleo.aha.ru/dnevnik/2008/03/04.html

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

Каганов

 

Комментарии:

CaNIBaLchik

че та не вставила, зря время потратил на чтение, только из уважения +1

Ответить

HaN

Из уважения можно высказать свое личное мнение - оправдано ли "ябедничество" и если "да", то когда?
Оценка поста в данном случае совершенно неважна.

Ответить

CaNIBaLchik

если в суде то наверное да, а так смотреть по ситуации, лично я сткукалок не люблю. даже под чисночным соусом

Ответить

HaN

Почему сразу в суде?
Предположим, есть некий нечистый на руку чиновник, который вымогает взятку: настучать на него - это плохо или хорошо?
Или, скажем, есть некий школьник, который на уроке химии выливает реактивы в горшок с цветами, которые бабушка-учительница с любовью выращивает?
Или, предположим, есть некий сисадмин, который отслеживает трафик пользователей и должен сообщать о фактах активного посещения сайтов знакомств и порноресурсов?

Ответить

CaNIBaLchik

ну я прото и сказал что надо смотреть по ситуации.

Ответить

Не читал, конечно. Итак Понятно - стучать плохо.
И-точка.
Для этого вовсе не обязательно изучать многотомные "труды" высоколобых "умников" =/

Ответить

А почитать-то следовало бы. И не звучала бы Ваша реплика бессмысленным тыканьем "пальцем в небо".
Осознание своей ответственности за то, что происходит вокруг, за грязь, хамство и т.д. - это то, чего нам очень сильно не хватает...

Ответить



TYAN

Dim_ +1
Игорь - раз не читал, зачем тогда оставлять комментарий и тем более делать какие-то поспешные, догматичные, штампованные утверждения? Не понимаю.

Ответить

почему это плохо? "по понятиям"? и кому от этого плохо?
плохо - это КЛЕВЕТАТЬ на соседа, а вот сообщить в правоохранительные органы о ПРАВОНАРУШЕНИИ - это очень даже хорошо. а вообще, давайте посмотрим кому этот стереотип выгоден и кто придумал так называемые "понятия". думайте сами, решайте сами жить по законам уголовников и покрывать их или всё-таки попытаться навести порядок.

Ответить

Пятниццa

а зря не читаете. Каганов мужык не высоколобый и очень просто и доходчиво объясняет...
для любого контингента)
вот плюс заслуженный.
хоят тема про генетические продукты, HaN, мне больше понравилась))

Ответить

Да просто не вижу Смысла тратить Время на Совершенно Очевидные вещи.
...И кто там чего об этом думает отличное от моего мнения - аПсолютно поровну.

Ответить

Пятниццa

а зачем тогда вообще заходить сюда было?
сказать что у вас есть свое мнение и оно не обсуждаемо?)
ну... здоровое такое чувство эгоцентризма...

Ответить

CaNIBaLchik

наше ЭГО не порвать ни кому,

Ответить

HaN

Пост про ГМО уже был и не так давно :)
Вот мой пост: http://http://gorod.tomsk.ru/index-1205809116.php
вот оригинал, где эту тему уже обсудили: http://gorod.tomsk.ru/index-1204103811.php

Ответить

VictorV

Софистика это всё и пустое сотрясание воздуха.
=Сотрудник ФСБ получил Нобелевскую премию по физике!
=Как это?
=Он доказал,что стук распространяется быстрее чем звук!
Удачного всем дня!!!)))

Ответить

Доклад и стукачество это две большие разницы.
Доклад, это предоставление доказательств по факту, что мой сосед гонит самогон.
А стукачество, мой сосед вроде, как бы, я так думаю, что то там варит... Может, самогон?

Ответить

ну придёт участковый и попросит соседа рассказать что он там варит - самогон или холодец. если холодец - выпьют по рюмке чая и разойдутся мирно.

Ответить

А сосед спалит мою хату и будет прав(я бы спалил)!

Ответить

Прав? по воровским "понятиям" он будет прав? хочешь по ним жить - иди на зону. а пока у нас полстраны преступников покрывает, так и будем в дерьме жить

Ответить

Пятниццa

а по сути все верно. У нас в стране так и есть)
и будет так еще долго, потому что к власти - нет доверия.
история с форумом - почти не относящаяся к нашей стране ситуация.
в интернете у администратора определенный процент доверия есть) поэтому и обратиться становитс возможным. - если кого что то возмущает.
а в реале...ну что. козлам в ментовке сообщать? мы ж не знаем НАСКОЛЬКО они с преступниками повязаны?
дошло до того что чиновников обсуждая - отбираем по критериям - кто ворует по человечекси а кто безбожно.
да ну... не исправить это.

Ответить

maldalik

Не все так плохо. Со временем наладится имхо. Кстати к вопросу о связке чуждости власти и кол-ву стукачей, Лео тут слегка себе противречит, то унего народ не доверяет власти то полстраны сидело по вине стукачей... Тогда получается что у нас 2 страны. Кстати, если найду инфу на эту тему кину, была интересная статья...

Ответить

Вот самое главное - человек думает, что сидит не за преступление, им совершённое, а потому, что кто-то про это преступление рассказал

Ответить



А собственно, что есть стукачество ?…? По мне есть две шкалы причина и ответственность … Причина когда человек доносит сводя счёты и выслуживаясь то это стукачество … если он к тому же из твоих знакомых кому ты доверял то это ещё хуже это предательство - люди презираемые даже теме кому они доносят … В многих культурах предателей карают суровей чем врагов … Если человек придаёт огласке мерзость потому что это мерзость , не скрывая лица и принимая ответственность то это поступок по мне мужественный и достойный уважения …

Ответить

RU

Я "за"-что происходит на дорогах!!! Мы все восхищаемся чистотой зарубежных городов и сами выходя из общ.транспорта в своей стране,тутже выкинем билет на землю.Делаешь замечание,а в ответ "Нет урны".А ведь билет,фантик,пустая пачка из под сигарет карман не оттянет.Не хотите стучать? Воспитывайте детей(не важно своих,соседских,просто прохожих) своим примером.Ведь они смотрят на нас!!!

Ответить

Тут однозначным за или против не отделаешя,есть куча аспектов которые нужно представить при каждом отдельном случае.У нас же как кто то доносы пишет на всех не перестовая,а кого то фиг упросишся выступить свидетелем против преступника.

Ответить

Пятниццa

трудно сочетать две истины:
"Вор должен сидеть в тюрьме!" и "Не пойман- не вор" )

Ответить

makc-barmaley

обычно тех кто пишет доносы как раз и хрен упросишся на суде выступить. Ибо только из подтяжка и могут. Так обычно.

Ответить

Serge

Ну ежели мое мнение кого-то интересует, хотя бы автора поста, то вот:
Все-таки, наверное ябеда или стукач - зависит от "тайности" и передергивание по-поводу "на ушко воспитательнице" или "громко на всю группу" не катит. Если видишь что кто-то гадит - попробуй справится с этим сам, если не можешь - тогда предупреди козла о том чем это грозит. Не подействовало - ну звони тогда и при нем же. Пластилином занавески измазал - объясни про труд других людей и гадость поступка, заставь исправить - отскоблить , отстирать и проч.
Устроили закусочную в твоем подъезде и гадят там (хоть в прямом, хоть в фигуральном смысле) заставь убрать и выгоняй нах. А если огрызаются и их много и все с битами - либо собирай соседей, либо в милицию (или в охрану). (а в частности прошмыгнуть мимо них тихонько и звякнуть, подглядывая в глазок, а когда привлекут в качестве свидетеля - отнекиваться - вот это стукачество и подлость).
А по-поводу ненависти к ментам - так это еще тот нонсенс. Так - якобы ненависть - как в посте описано, а как кого-то избили, обокрали, муж ушел и проч., шапку с головы сорвали - что все орут? - Спасите, помогите, убивают, вызовите милицию!!! - тогда они - родненькие и сыночки и т.д.

Ответить

Пятниццa

а сами ноненса в вашем примере не видите?
бегут к ментам - в слезах и просят!!! - типа те могут помочь а могут и положить на вас...
не ОБЯЗАНЫ, а могут... чуете разницу?

Ответить

Вот насчёт подъезда - легко сказать "заставь убрать". А если речь идёт о бабушке? Да хоть бы и не о бабушке, просто о девушке, о молодом пареньке. Ну не хватит у них сил справиться самим. В лучшем случае пошлют подальше, в худшем... даже думать не хочется. Соседей собирать? Ну-ну... Фиг кого соберёшь, увы...
И в чём же подлость в такой ситуации звонка в милицию?

Ответить

Спасибо за пост.
Тема актуальная для нашей ситуации. Действительно, при осознании причастности к дому, в котором живешь, понятие стукачества не существует. Мы все и каждый продолжаем жить по норам. Здоровый эгоизм он не плох, но только когда не доведен до абсурда. Но ситуация еще и такова, что мы, осуждая стукачество и живя по тем же норам, сами почти не имеем возможности самостоятельно: доказать хаму, что он хам и наказать его за это; отрубить вору руку; оскопить насильника и т.д. Мы лишены прав и ответственности за свои права. У нас нарочито поощряется инфантильность общества. Самый ярчайший тому пример - отсутствие либерального законодательства о самообороне и владении частными лицами оружия. (Простите за больную тему). Другой, как следствие, пример - наличие практически недееспособной полиции, которая у нас, почему-то, называется милицией. Более глобальный пример - ущербное законодательство о выборах в органы государственной власти.

Ответить

ну раз пошла такая пляска, мои 5 копеек.
про стукачество и самооборону. типичное развитие ситуации при успешной самообороне газовым или ещё каким оружием - заявление в милицию от "потерпевших" на которых напал псих со стволом, когда они попросили закурить/спросили сколько время
вот наглядный пример, про то, что "понятия" про то, что "стукачество - это плохо" придумали те, кто с законом не очень дружен для того, чтобы проще было жить, придумали именно для законопослушных граждан, ибо сами они чуть что - бегут в милицию и "стучат"
и ведь многие, наслушавшить, искренне считают, что сообщить в правоохранительные органы о преступлении - это "стукачество"

Ответить

Я намекнул о том, что избавиться от этой ситуации можно только выстрадав и осознав ее до конца. Нам же это не надо. Мы боимся ответственности. Ведь, для того, чтобы настучать, тоже надо быть смелым и уверенным в том, что тебе за это от того, на кого донес, ничего не будет. (Законы о защите свидетелей - только профанация для успокоения). Мы же перескакиваем через осознание и возможность самостоятельного решения проблемы, перекладывая это действие на таких же, по сути, как мы, только которым эти действия делегированы. А я считаю, что права каждого члена общества на наведение и поддержание порядка в таковом должны быть изначально одинаковы в способах. Это уже потом, если не в силах или потенциально от лени, или немощи ты вправе обратиться с этим к правоохранительным органам.

Ответить

какие члены, такое и общество.
есть и у меня несколько знакомых, которые против легализации короткоствола по всё той же причине: любят нажраться и побычить и от привычных развлечений отказываться не собираются. а вот если КС всё-таки легализуют, они будут иметь реальный шанс получить несколько отверстий, не предусмотренных природой. вот и против короткоствола они обеими руками. и таких у нас в обществе нифига не 1 и не 2 человека.

Ответить

Верно! Со всех сторон копни - наткнешся на элементарную трусость, инфантильность в основе.

Ответить

Великолепные комментарии, читал с наслаждением. Что интересно, тех, кто оплёвывал Солженицина во вчерашнем посте - никого нет. Не нужна им эта тема.

Ответить

makc-barmaley

У В.Соловьева есть книга "Мы и Они". Суть в том что любой русский человек делит окружающих людей на наших и не наших, причем критерии этого деления весьма и весьма динамичны. Т.е. есть МЫ студенты (например), а есть ОНИ- препода сволочи взяточники и т.п. есть МЫ- нормальные ребята, не заучки, и есть ОНИ- ботаны нах, списывать не дают. Ясно? Думаю в том то все и дело, пока мы будем делить всех на наших и не наших, по только нам ясному критерию, до тех пор эта тема (и некоторые другие) будет очень и очень скользкой.

Ответить

Kuzia

ИМХО именно на это все и завязанно.
Стукачество - это выдача своих чужим.
Выдача товарища по детскому саду -- воспитателю (чужой тетке которая уормит невкусной кашей и заставляет лежать после обеда), выдача коллеги начальству (которое тоже чужое). Ну и информация власти, которая нашему человеку (тоже кстати разделение на наших и не наших)никогда своей не была.
Насчет распространение информирования на западе. Тут 2 причины. Либо власть там для всех -- своя. Либо граждане там друг другу настолько же чужие как и власть для граждан. Заложить колегу или сокурсника на западе ИМХО -- это как у нас рассказать на партсобрании что "А еще в америке негров вешают" и полезно и вреда никакого. Расказ однму чужому о действиях другого чужака.

Ответить

TYAN

Для меня товарищ по детскому саду равно такой же чужой как и ваоспитательница, для меня коллега по работе - равно такой же коллега, как и директор... Вам, Kuzia, так просто делить людей на своих - чужих? Пора развиваться дальше из этой племенной психологии круговой поруки.

Ответить

Kuzia

>Для меня товарищ по детскому саду равно такой же чужой как и
>ваоспитательница, для меня коллега по работе - равно такой
>же коллега, как и директор...
---------------
Сочуствую. Жить в полностью чужом мире проще. Но гораздо скучнее. Мне иметь "Своих" интереснее и приятнее. А насчет племенных пережитков. Мне честно говоря плевать на _чужое_ мнение.

Ответить

TYAN

Скучнее жить. Может быть. Вот только я предпочитаю жить скучно, но зато спокойно и в правовом гражданском обществе, чем в обществе, в котором, чтобы не было скучно начинают бухать, творить революции и народные бунты, которые бессмысленны и беспощадны...

Ответить

Kuzia

Это Ваш выбор. У меня другой. и точка.

Ответить

TYAN

Да, и если вам наплевать на "чужое" мнение - то на лучшее к вам обращение можете и не рассчитывать. Это элементарное неуважение и невоспитанность.

Ответить

Kuzia

Не говорите мне что делать и я не скажу Вам куда идти.
Это была реакция на. "Пора развиваться дальше из этой племенной психологии круговой поруки."

Ответить

Kuzia

Ну и немного личного. Мне неинтересно сдавать одного чужого другому. Даже если оба чужие. Если уж каждый за себя то зачем я буду помогать вышестоящим чужим упрочивая их положение. Мне же потом с ними бороться тяжелее будет. Я лучше ослаблю сильного (власть ...)или не сделаю того что позволит ему еще усилится, например не сдам другого. Так что с позиции одиночки стукачество тоже не выгодно.

Ответить

TYAN

Слабым свойственно ненавидеть сильных. Не потому что последние хуже, а просто потому что они - СИЛЬНЕЕ. =)

Ответить

Kuzia

Верно -- закон выживания. Наличии сильного рядом с собой по умолчанию опасно. Поэтому если есть возможность его ослабить это надо сделать. Нормальная психология одиночки.

Ответить

Kuzia

И еще в догонку.
Стукачество у нас это так же как и предательство. Только предательство это расказ врагу (чужому) который еще не над тобой о своих (там планы расположения полка(т.е. по сути однополчан подставляешь под вражеский огонь)).А стукачество расказ чужому который уже над тобой (власти начальству) о своих (там про политический анекдот или похмелье на рабочем месте). Поэтому и не любят почти одинаково предателей и стукачей. Вление то общее.

Ответить


люблю истории про слова...
как-то выпадает из нашего словаря "ябеда", после того, как вырастаем. "клеветник" -возвышенно, а вот "стукач" - широкоупотребимо.
Стукачей не любят - просто за то, чтл кому-то родной и любимый (за редким исключением)человек страдает...и он же и становится "мучеником", а сдавший - "Иуда".
кстати да, про Иуду...возможно, всё пошло именно от Православия. Однако как всегда прозошла подмена понятий - и вот уже сообщивший о правонарушении - стукач.
по-моему...всё это несколько уже отступает...и уже не так "карают" за "ябедничество" и "стукачество", насколько это могу наблюдать.

Ответить

FXWX9

Ну естественно от православия(непонятно, почему с большой буквы). А власть на Руси стали ненавидеть именно после принятия христианства, как чуждой русскому челу идеологии.

Ответить

TYAN

Да уж. Треснутая мораль. Горизонтальные отношения. Кстати, последние действительно очень сильны в России. Ты свой до тех пор, пока ты такой же как и все, а как только ты начинаешь выделяться своим социальным положением, своим финансвоым благосостоянием, своим интеллектуальным или культурным уровнем - то все, зависть и ненависть к тебе будет обеспечена. Тут же обзовут тебя кровопийцей, кулаком, буржуем, вором, жидом, ботаном, сопливым интеллигентом...
.
Англичанин построил дом. Что сделают другие? Немец построит точно такой же. Француз построит лучше. А русский сожгет дом англичанина... В.И.Ленин (с)

Ответить

вообще прикольная иллюстрация расщепления сознания в обществе.
сам неоднократно думаю: вот мужик, садясь в автобус, изящным движением выбрасывает в сторону окурок, наверное любит порассуждать "как там у них все чисто и цивилизованно".
я, думаю, коган правильно подметил - власть нам чужая.
в качестве иллюстрации приведу пример:
у меня окна бывшей работы выходили на общагу. и пацаны затеяли баловаться - стрелять ночью по окнам из воздушки. один раз выстрелили утром, когда народ уже на работе был. а оружие мощное достаточно было - пробивало стекло и на излете еще в штук4атурку ухолила пуля. убить не убьет, но глаз выбьет точно.
я позвонил в милицию. приехали часа через 4 после повторного звонка.
и сразу перешли в наступление: ну чего шум поднимать? никого же не убили!
а вы говорить фантики на дорогу... ну и буду я обращаться в милицию после этого?
а с другой стороны - эта власть же ниоткуда не берется. она же из нас, наших однокласников, наших соседей... не знаю даже...

Ответить

TYAN

Думается мне, что все это от неразвитости правового сознания у нашего народа. Наш народ взрослый, но незрелый. Правовое сознание должно быть встроено в подсознание. Переходить на зеленый цвет, соблюдать законы и правила - все это должно идти не сверху, извне, а изнутри самого человека. У нас этого в большей массе нет. Не знаю, больше не знаю что сказать, в посте все написано. Написано очень доступно и точно. Спасибо, HaN. Вы наверное единственный человек на городе, который публикует подобные вещи э-э-э, такого интеллектуально-мировоззренческо-философского характера. +1000

Ответить

HaN

;)
"должно идти не сверху, извне, а изнутри самого человека"
Должно идти... Но не идет...
Я случай с уроком химии привел из собственной жизни. Думаете, TYAN, заложил я тех шкодливых мальчишек? Нет... Сейчас думаю - что зря. Побоялся выбиться из стаи, а тем не менее слезы на глазах старушки, которая с любовью растила цветочки - они дорогого стоят.
Хорошо сказал makc-barmaley - все вокруг "наши" и "чужие". Не гадим же мы в собственной квартире? Когда начнем взрослеть - все вместе, начнем чувствовать свою ответственность не только за свою квартиру, но и за подъезд, за двор, за улицу - вот тогда и (я надеюсь) начнутся подвижки. А они, мне кажется, все-таки начнутся.

Ответить

TYAN

Вы думаете, что начнутся? Или вы хотите быть оптимистом и верить в это? ;) Я думаю, что не начнутся. Во всяком случае, в ближайшие годы. Потому что народу насрать. Потому что не дорос наш народ до правового сознания, потому что не по душе оно нам - это правовое сознание. Потому что народ будет считать его неким дополнительным ограничителем наших и без того урезанных свобод. Потому что так проще - вот свой, вот чужой. Я вообще не люблю такие деления на своих - чужих. Именно поэтому те же мигранты, типа китайцев или азербаджанцев, приезжая в Россию селятся своими кварталами, свои закрытые этнические диаспоры. Потому что они тоже привыкли делить на своих-чужих. И русские так же любят делить. Американцы давно ушли от этого.

Ответить

Стук, стук, стук. Я твой друг. Что, уже пришло время стукачей и сексотов? Нужно срочно перековываться, так сказать добровольно....
"Стучать" - это не только докладывать информацию по-вертикали "на-верх"(тут статья нисколько не врёт), но и получение за это каких-либо преференций. Денежная премия, послабление режима, квартира вне очереди, пятёрка вместо четвёрки, особое отношение (а это статья мудро умалчивает). Перечень бесконечен. У нас в классе была девочка которую учительница любила после уроков, ненароком, разговорить "по-душам". Та трещала с самозабвением, польщёная вниманием "высших сфер". И представляете, ни разу не была бита, не смотря на всю жестокость детских коллективов. Народ посмеивался втиФигу, подкалывал, но не более. Почему? Да потому что она не имела с этого НИЧЕГО. Посему её преступление переквалифицировалось обчественным судом в "недержание речевого аппарата" и "необыкновенную простоту".
И гражданин США докладывает о нарушении общественного порядка с чувством исполненного гражданского долга. Он указывает власти, которую нанял на службу, которую выбрал, которой платит как налогоплатильщик, на угрозу обществу, как себе лично. Общественное, как личное. Представляете? У нас же власть сама по себе. Народ сам по себе. И призывы докладывать власти в какой-либо форме - это призывы стучать. И каждый русский это понимает душой, хотя объяснить внятно не может.
Кстати, период поголовного "докладАния" в нашей истории был и ни к чему хорошему не привёл.....

Ответить

HaN

И это тоже верно.

Ответить

Втифигу = В.Т.И.Х.У.Ю. Бот жжёт

Ответить

Prokhor

А мне понравилось. Довольно-таки трезвая аналитика. Для меня этот вопрос стал гораздо яснее, поэтому + безоговорочно

Ответить

TYAN

Да уж. Для меня тоже стал чуточку яснее. Вот только легче от этого как-то не становится... =(

Ответить

Эльрик

Я думаю, тут любая крайность будет приносить не благо, а зло. Одно дело, когда ты жалуешься модератору на флуд нецензурный, а другое - когда человек на 5 минут опоздал, а ты начальству на него стучишь.
Жизнь сложнее простых утверждений "хорошо - плохо", чувство меры во всём должно быть ;)

Ответить

Тут можно подойти по-другому. Если кто-то опоздал, тогда должен отдать долю своей зарплаты за время отсутствия тем, кто не опоздал, т.к. остальные, волей неволей, делали его работу. Не важно, действительно ли делали именно те функции, которые поручены опоздавшему и кроме него никто их не сделает, но делали общее дело без того, кто опоздал. Если эта ситуация не рассматривается, как конфликтная, исходя, что тоже самое и со мной завтра может случиться - это одно, и это понять еще можно. Но есть категория людей, которая постоянно таким отношением спекулирует. В этом случае есть смысл обратиться к начальству для восстановления справедливости. Лично я за последние годы моей трудовой деятельности вижу в этой связи определенные положительные тенденции. Опаздывающих и прочих нарушителей трудовой дисциплины стало меньше.

Ответить

Если рассматривать этот вопрос с позиции конфликтов при дележе добычи, то вождь обязан их решать. Это его работа. И где здесь стукачество? Всё в рамках правил. А насчёт опозданий, а также больничных, инвалидностей, пенсий это Вы со зла. Все под Богом ходим. И общинная восточная мораль мне ближе чем западная индивидуальная.

Ответить

Некими это воспринимается, как стукачество. Теми, кем не воспринимается таковым, то это действие рассматривается, как акт на пути восстановления справедливости.
Больничные, инвалидности, пенсии и прочие потери трудоспособности - к страховым компаниям. Эффективнее и рациональнее еше никто не придумал.
Нет такого понятия, как западная индивидуальная мораль. Это очередной миф. Посмотрите, поизучайте, как в тех же США развит принцип общественного самоуправления, основанного на глубочайших принципах общинности и все станет ясно.

Ответить

Угу. Согласен. Занесло.

Ответить

:-) бывает... тема нервная, порой стрессовая.

Ответить

Но по поводу опозданий с Вами не соглашусь. Всякое бывает. Не подумайте лично я этим не грешу, но.... Пробки - бич современности... Дети.... Обстоятельства..... Видите ли согласно Вашей логике можно пойти дальше... Доклад о.. Опозданиях - о проколах в работе - о лени - о сплетнях- перечень может быть бесконечным. Мне кажется это аморально. Я через себя переступить не могу.
Хотя, вообще, этот вопрос из категорий морали и должен решаться каждым в индивидуальном порядке.

Ответить

Все можно списать на обстоятельства.
Но обстоятельства - в руках наших.
Достали пробки - меняйте местожительства или работу ищите ближе к существующему. Или вообще не работайте, т.е. не связывайте себя лишними общественными обязательствами. Все же просто, на самом деле, тут даже о гуманности и снисходительности разговаривать не стоит до тех пор, пока сам не попробуешь решить свои проблемы.

Ответить

13

История, прочитанная в каком-то американском источнике: Папаша и мамаша
постоянно воспитывали своего сына-подростка на предмет бережного
обращения с вещами вообще и с его, сына, велосипедом, в частности.
Конкретно, в подростковую башку тщетно пытались втемяшить, что оставлять
велик возле магазина - это нехорошо. Сопрут, мол. Hо то ли ребенок
попался тупой, то ли сила убеждения была слабенькой, все равно бросал он
своего коня направо и налево. И вот однажды, едучи по улице, увидала эта
сладкая парочка, как их чадо паркует свой байк возле какого-то магазина
и совершенно безответственно покидает сцену. Родители решились на
крайнюю меру: велосипед был изъят и помещен в багажник машины.
Инсценировка, так сказать, во имя высокой идеи. Проездив где-то еще пару
часов, черепа заходят домой, где их встречает дочка с глазами как у
гадящего рыбьими косточками кота:
"Мама, папа! Приезжала полиция, вас разыскивают за кражу велосипеда, они
сделали снимки процесса и номера машины. Вот вызов в суд. Вы что, совсем
сдурели?!!"

Ответить

"Снимки процесса" это скорее всего повсеместный видеомониторинг всего и вся в Америке. Я читал, что сами америкосы не в восторге от этого и считают антидемократическим.

Ответить

Похоже на байку с "баша".

Ответить

13

ни разу там не был.

Ответить


Straga

Вах-вах... Сколько эмоций! Господа, большинство из присутвующих на данном сайте - кто говорит и думает на РУССКОМ языке. И скажите мне, как человек, думающий на русском языке будет эмоционально воспринимать слово: "Я - БЕДА!" ?!

Ответить

Это из разряда алексеевских изысков, бестолково, скомканно популяризированных Задорновым. Рацио в этом есть, только утраченное совсем.

Ответить

Straga

Я не филолог и говорю про эмоциональную составляюшую... И, кстати, толика логики и здравого смысла в алексеевских текстах присутствует... Что же касается бестолковости, то многое из того, что мы сейчас принимаем спокойно, когда-то считалось ерестью и крамольничеством.

Ответить

Простите за метафору и продолжение оффтопа, но язык - живой организм. Он развивается. Я тоже не филолог, но выдергивать устаревшие языковые формы и анализировать их с точки зрения современных устоявшихся понятий - неблагодарное занятие.
То, что сейчас является ересью, потом станет обыденной с точки зрения морали ситуацией. Традиции (суть мораль) тоже изменяются, как правило, в более либеральную сторону.

Ответить

Straga

Вот упёртый... в какую такую либеральную сторону изменяеться мораль? Или то, что некоторые прут друг друга в неподходящие для этого отверстия теперь является моральным? Это с какого перепугу?
Я говорю про подсознательное восприятие слова. Для меня, оно как раз таково... И не стоит подменять мои слова псевдолиберальностью

Ответить

Подсознательное восприятие слова - из области изотерики.
Слово - носитель информации. Бит. Прочитали, услышали, отождествили, проверили - все. Информация живет. Давайте перейдем в личку, если интересно, если закусились... Иначе нас осудят (мораль, кстати...)

Ответить

Straga

Мораль, кстати? :) Однобокая мораль и "толерантность" какая-то... Споры предпочитаю вести не "тет-а-тет") А изотерика - это что за зверь? неужели существует? Ежели так, то мои слова про "беду" принимаются? )
Что касается темы поста, то сам всегда "сдаю" пьяных водителей гайцам или ментам - так безопаснее и мне, и людям, меня окружающим...

Ответить

Вот и чудесно! Давайте быть в теме.

Ответить

задумайтесь, а для кого он-БЕДА? в превую очередь для того, кто совершает что-то противозаконное. ибо глупо звонить, например, в милицию и сообщать о каких-то поступках, которые закон не нарушают. Интересно вот мне, почему преступники думают, что те, кого они не трогают обязательно должны их покрывать? и в том, что из наказывают за совершённое ими преступление винят не себя, а того, кто об этом преступлении сообщил

Ответить

С удовольствием почитал комментарии, давно не было так интересно. Со многими согласен, особенно с "Борис Осипов". Что забавно, те, кто поносил Солженицина во вчерашнем посте, сюда не зашли - им это не интересно.

Ответить

Ну, я не последняя инстанция... Просто личные наблюдения и попытки анализа. Возможно, что у меня просто на это больше времени было. Что до вчерашнего "позорного столба" А.И.Солженицына, то готов вставить одну известную цитату из не менее известного источника: "... ибо не ведают, что творят."

Ответить

Кысь

да, пост действительно интересный, как и комментарии. А статья мнгогое делает понятней, но как было сказано выше, легче от этого не становится, и проблемы никуда не исчезают..

Ответить

        Семён Спокойный

Там, где не упоминаются США (и, скоpeй всего, другие заграницы) - набор очевидных истин. Странно, что есть возражения.
О США г. Каганов не знает ничего. Bернее, "знает" из росс. источников. Это ещё хуже.

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.