Регистрация Вход
Город
Город
Город

АПЛ «Нерпа» - новые подробности

Отдельные узлы системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) на АПЛ "Нерпа", где 8 ноября из-за несанкционированного срабатывания системы пожаротушения погибли 20 человек, требуют серьезной доработки, заявил в интервью "Комсомольской правде" директор завода "Восток", филиала Амурского судостроительного завода в Большом Камне Геннадий Багин.

"В частности, будет усовершенствован "Молибден" - большая общекорабельная система управления. В особенности - пульт, активирующий систему пожаротушения ЛОХ", - сказал Багин. По его словам, "пульты включения ЛОХ в каждом отсеке подлодки должны иметь надежные средства блокировки, проще говоря, "защиту от дурака".

"А там - открытая сенсорная панель, без защиты, даже без традиционного стеклышка, которое надо разбить, прежде чем ввести необходимую для запуска ЛОХ комбинацию клавиш. Кроме того, на Центральном пульте управления не видно, что в данный момент в одном из отсеков кто-то экспериментирует с сенсорной панелью. Это конструкторская недоработка. Ее необходимо исправлять", - указал директор завода "Восток". По его словам, причина ЧП - в сочетании и технического, и человеческого факторов.

Как сообщалось ранее, разработчик пульта общекорабельных систем нового образца для АПЛ "Нерпа" скончался за несколько месяцев до катастрофы, и систему настраивали перед испытаниями.

"На "Нерпе" испытывается новый образец "Молибдена", индийский вариант. Это "сырая" система, которая и раньше допускала сбои. Причина, возможно, заключается в том, что ее основной разработчик летом умер, и система три месяца стояла заброшенной. Только перед испытаниями ее вроде бы наладили... Я думаю, что 8 ноября ЛОХ запустилась из-за сбоя в "Молибдене", - сказал член сдаточной команды субмарины, инженер-механик Амурского судостроительного завода Сергей Стольников.

В начале ноября на АПЛ "Нерпа", изготовленной на Амурском судостроительном заводе и еще не принятой в состав ВМФ России, во время заводских ходовых испытаний в Японском море произошло несанкционированное включение автоматизированной системы пожаротушения. От отравления фреоном погибли 20 человек - трое военных и 17 гражданских специалистов. Всего на подлодке находилось 208 человек, из них 81 военнослужащий, остальные - члены сдаточной команды.

Следствие предполагает, что виновником трагедии стал матрос-контрактник Дмитрий Гробов. По данным следствия, матрос неверно откалибровал датчик температуры воздуха во втором отсеке АПЛ, что и могло вызвать срабатывание системы. Вследствие несанкционированных манипуляций с локальным пунктом управления в один момент температура, которую показывал датчик, резко возросла, из-за чего включилась система пожаротушения.

Однако сослуживцы Гробова предполагают, что матрос просто ошибся, выполняя приказ командиров, а те его не проверили. Сослуживцы говорят, что он опытный матрос со стажем – служит по контракту с 2003 года, поэтому не мог производить какие-то манипуляции с аппаратурой, не осознавая их последствий, а показания следствию им даны под давлением.

Как выяснилось, поменять калибровку было легко любому, ведь код доступа к пульту управления был написан на нем карандашом – это было сделано, так как на лодке в момент трагедии проводились испытания кодовой системы гражданскими специалистами. В ходе следственного эксперимента на борту "Нерпы", которая находится сейчас у причала завода "Восток" в Большом Камне, Гробов повторил все свои манипуляции с локальным пунктом управления.

Гробов поменял реальные 30 градусов, которые показывал температурный датчик в отсеке, на 78, и система заподозрила пожар. После этого поступил запрос на подтверждение, включать ли систему пожаротушения, и матрос разрешил операцию. Затем включилась сирена, и в отсеки начал поступать фреон, которым отравились 20 человек.

Гробов находится в шоковом состоянии и дает невнятные показания. Как сообщил матрос следователям, кто-то ему сказал, что блок отключен и на кнопки можно нажимать, пишет "Комсомольская правда".

Матросу предъявлено обвинение по статье "причинение смерти по неосторожности двум или более лицам", сообщил журналистам глава Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин. Обвинение предъявлено по статье 109 часть 3 УК РФ, которая предусматривает до пяти лет лишения свободы. При этом глава СКП подчеркнул, что следствие не отказывается рассматривать и другие версии, в числе которых он назвал и техническую неисправность.

Более 60 военных моряков будут представлены к государственным наградам за участие в спасательной операции на атомной подводной лодке "Нерпа" в ноябре этого года, сообщили в службе информации и общественных связей Тихоокеанского флота, передает ИТАР-ТАСС.

Первым на помощь подводникам пришел экипаж большого противолодочного корабля "Адмирал Трибуц" под командованием капитана 2 ранга Сергея Собокаря. На лодку с корабля была оперативно отправлена аварийно-спасательная партия, в составе которой находился военный медик старший прапорщик Александр Гончаров. Именно ему, в первые часы спасательной операции обязаны жизнью около десяти человек, поднятых на палубу субмарины.

Через час к спасению подводников подключились спасательное судно со специальным оборудованием "Саяны" и буксир СБ-522. Особо тяжелых пострадавших на берег доставляли и спасательные вертолеты ВВС и ПВО флота. Всего в спасательной операции было задействовано семь кораблей и судов, два летательных аппарата и около семисот человек.

А между тем...

Начальник Генерального штаба Вооруженных сил России генерал армии Николай Макаров заявил, что многоцелевая АПЛ "Нерпа" по завершении испытаний будет принята на вооружение российского флота, а не пойдет на продажу или в лизинг индийским ВМС, как это планировалось ранее, сообщает "Российская газета".



Источник: www.newsru.com, lenta.ru

Поделитесь с друзьями:

 

Комментарии:

General Grievous

Волшебная система пожаротушения на нашенских АПЛ, однако! Данные с температурных датчиков можно вручную (!) заменять на "цену на дрова", и это нигде и никем не контролируется...

Ответить

        Александр

круто. сменить калибровку прибора, не вскрыв копуса или не нажав кнопку под пломбой...
эт сильно. даже для гражданского оборудования :-(.
мне раньше казалось что представитель заказчика более требовательны к таким мелочам. или это действительно было раньше ??

Ответить

"кто-то ему сказал, что блок отключен и на кнопки можно нажимать"...
разброд и шатание!

Ответить

General Grievous

Хльопци, хто видкорковував пляшку об червону кнопку?!!
И это, увы, не анекдот...

Ответить

Если дите залезло вилкой в розетку, то виновато не дите и не розетка. Виновен тот, кто оставил неприкрытой розетку и плохо приглядывал за дитем.

Ответить

HaN

абсолютно согласен ) если помните предыдущую дискуссию по этому поводу, приблизительно об этом говорил г-н Осипов )

Ответить

К сожалению, прошлую дискуссию не читала. )
В этой ситуации мне почему-то дите очень жалко...

Ответить

Почему то НИКТО не обращает внимание на самую главную ЛОЖЬ :
"в отсеки начал поступать фреон, которым отравились 20 человек." Фреоном отравиться НЕВОЗМОЖНО !!! Это абсолютно безвредный газ ! Именно поэтому его применяют в бытовой холодильной технике (что - ни у кого компрессор прямо дома не меняли ?!), в автомобильных кондиционерах и раньше - в баллончиках (Сейчас запретили из-за озонового слоя). Отравиться им - НЕВОЗМОЖНО. Точно так же, как невозможно отравиться азотом, или любым други НЕактивным газом...Вот цитата из справочника : "Применение Хладон 12 (химическое название - дифтордихлорметан, символическое обозначение R-12, CFC12, торговое название - хладон 12, фреон 12) - бесцветный газ со слабым запахом четыреххлористого углерода, сжиженный под давлением. Хладон 12 используется как хладагент в холодильных установках, агрегатах промышленного и бытового назначения, кондиционерах, пропеллент в аэрозольных упаковках, порообразователь при получении пенопластов, растворитель. Формула: CF2Cl2 Требования безопасности Хладон 12 является негорючим, невзрывоопасным сжиженным под давлением газом, по степени воздействия на организм относится к веществам 4-го класса опасности. " Т.е. - БЕЗОПАСНЫЙ сам по себе. Но :
"При нормальных условиях хладон 12 является стабильным веществом, которое под действием температур выше 400°С разлагается с образованием высокотоксичных продуктов: хлористого водорода (2-й класс опасности), фтористого водорода (1-й класс опасности)."
Те ПОЖАР там был ! И именно под действием температуры фреон начал разлагаться с выделением ядовитых газов. Но !!! Кто мог додуматься тушить огонь веществом, которое от огня РАЗЛАГАЕТСЯ выделяя таки опасные вещества, как фтористый водород. Это - известная плавиковая кислота, которая разъедает даже стекло !!!

Ответить

черт его знает, что там было

Ответить

"черт его знает, что там было" - все химические справочники, в один голос, утверждают, чего там точно НЕ БЫЛО : не было там отравления ФРЕОНОМ.

Ответить

ИМХО Фреоном, как и азотом, как впрочем и кислородом можно отравиться безпроблемно. При уменьшении % кислорода в воздухе.Или при увеличении концентрации азота, а уж тем более фреона. Ибо попробуйте подышать чистым фреоном. Или чистым азотом. Капут гарантирован.
Кстати писание кодов на корпусах приборов при настройке-калибровке датчиков, "нормальная" практика...или по крайней мере частоупотребительная. И сам так делаю.

Ответить

"Фреоном можно отравиться уменьшении % кислорода в воздухе"
1) Разницу между НАЛИЧИЕМ фреона и ОТСУТСТВИЕМ кислорода осознаете ? :-)
2) Можно ли считать отравление помидорамидоказанным фактом, если умер человек, 2 недели НИЧЕГО не евший ? :-)
3) С головой - все в порядке ? :-)

Ответить

        Папа Пётр-Павел 1НАХ

Ну ёптыть, фреоном-то отравиться невозможно, но если он должен вытеснить воздух (кислород) в месте возгорания? и это произошло при задраенном и заблокированном отсеке - раз, и при отсутствии изолирующих противогазов либо индивидуальных дыхательных аппаратов - два.
"Пульт отключен, делай, что хошь" - прикольно. На АПЛ разработчиком программно-аппаратного комплекса пожаротушения явился ОДИН ЧЕЛОВЕК (!!!!!!!!!), который, к тому же, и умирает.... ПИ,,,ДЕЦ!!!!!!!!! Поменять с сенсорной панели градуировку датчика либо поменять уставку срабатывания - это РЕАЛЬНО ЖЕСТЬ. Там матросам (экипажу, т. е.) просто заняться нечем было, так как дяди пусконаладочные работы делать приехали....
Воистину, каждая строчка в Уставе писана кровью.....

Ответить

при отсутсвии кислорода это называется не отравится, это называется задохнуться, к тому же у каждого там самоспасатель должен был быть, и оно понятно когда его не смогли одеть потому что пару вдохов-выдохов отравой сделали и сознание потеряли и абсолютно не понятно почему одеть не успели если просто дышали тем в чем кислорода сперва мало было и лишь потом вообще не стало.

Ответить

"он должен вытеснить воздух (кислород) в месте ВОЗГОРАНИЯ?" - итак, ВОЗГОРАНИЕ - было ? тушили его ФРЕОНОМ ? Тем самым газом, который при попадании в место ВОЗГОРАНИЯ разлагается, с выделением паров СОЛЯНОЙ и ПЛАВИКОВОЙ кислот ?!!! Вы знаете, что это за вещества ? Да они оболочку реактора прогрызут !
И мне надо верить, что это и есть - система ПОЖАРОТУШЕНИЯФ ?!!!

Ответить

ну вы неправы.
фреоны действительно используют в системах пожаротушения.
кроме того, что они вытесняет кислород, при испарении фреоны сильно охлаждаются (именно поэтому и хладагенты).
а вот все остальное... я в недоумении.
ну с умершим разработчиком всем сильно повезло - есть на кого свалить.
хотя, если в моей маленькой лаборатории сократили 3-х человек, то тему, которую они вели все равно принял четвертый. у военных, видимо, свои секреты :(.
парня явно давят. или он имбецил.

Ответить

"фреоны действительно используют в системах пожаротушени" -
Вот, что написано в ДОКУМЕНТАЦИИ на системы газового пожаротушения : > Т.е. можно сделать вывод, что, либо :
1) В систему пожаротушения на "Нерпе" закачали сосвсем не тот фреон, который разрешен нормами.
2) Фреон был "правильной" марки, но не соответсвовал ТУ - имел кучу примесей. А самое главное : ПОЖАР там все-таки БЫЛ.

Ответить

Блин, сайт почему-то сожрал цитату из доки ! Повторяю ее :
"При рассмотрении токсической опасности хладонов учитываются два основных аспекта: токсичность самого хладона и токсичность продуктов разложения хладона. Следует иметь в виду, что степень разложения хладонов при тушении пожара в значительной мере зависит от фазы развития пожара и времени подачи хладона. Использование хладонов при тушении пожаров практически безопасно, так как огнетушащие концентрации дпо хладонам 23, 318 и 218 на порядок меньше смертельных концентраций при длительности воздействия до 4 часов. Термическому разложению подвергаются примерно 5 % массы хладона, поданного на тушение пожара. Поэтому токсичность среды, образующейся при тушении пожара хладонами, будет намного ниже токсичности продуктов пиролиза и разложения.
Токсичность существенно зависит также от степени очистки фреонов от примесей химических веществ, загрязняющих основное вещество при производственных процессах, которые представляют наибольшую опасность.(Табл.1). При температурах 180-380°С и выше за счет термоокислительной деструкции фреонов в окружающую среду выделяются сопутствующие примеси: как фтороводород, тетрафторэтилен, 2-трифторметил, пентафторпропен и пр. которые определяют картину интоксикации. При сравнительной характеристике токсикометрических показателей фреонов и стандартных пожаротушащих концентраций фреонов можно заключить, что наиболее благоприятным является фреон 318"

Ответить

да, кстати, семейтво фреонов весьма обширное. и возможно есть более стабильные вещества (не разлагающиеся при 400 град).
нет сейчас времени, а так бы порылся.

Ответить

Это наша "армия". Куда многие посылают своих детей. А получают обратно даже в мирное время гробы.

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.