Регистрация Вход
Город
Город
Город

Девочки налево, мальчики направо

Новые знания - новые возможности


Интерес к тому, чем отличается мозг и психика мальчиков и девочек зародился у меня довольно давно, когда мы с Тамарой Петровной Хризман в 70-х годах, занимаясь нейропсихологическими исследованиями, сравнивали их энцефалограммы (биотоки мозга). Тогда были обнаружены обусловленные полом различия в работе мозга. В дальнейшем наши исследования все больше и больше убеждали нас в том, что развитие мальчиков и девочек подчинено разным закономерностям. Этому был посвящен ряд наших статей и книга "Мальчики и девочки - два разных мира". Новые знания о функциональном развитии мозга ребенка, новые нейропсихологические методы диагностики и прогноза психического развития требовали новой идеологии, новых междисциплинарных подходов, новой практики обучения и развития детей. Это и определило создание нового направления науки - нейропедагогики, главная цель которой - помочь практикам оптимально и творчески решать свои педагогические задачи, используя знания об возрастных, половых, типологических и индивидуальных особенностях мозговой организации высших психических функций.


Но если мозг и психические функции мальчиков и девочек так различаются, может быть и учить их надо раздельно? Но не нарушим ли мы тем самым каких-то законов совместного развития двух половинок человечества - мужчин и женщин? Это надо было проверить экспериментально.

В 1998 году меня пригласили в 106 школу Приморского района Санкт-Петербурга, где с 1993 года мальчики и девочки обучаются раздельно. Педагоги, работая в классах мальчиков и девочек и в обычных смешанных классах, видели, как много дает детям раздельное обучение. Но видеть - не значит доказать. Необходимо было провести четкий научный эксперимент.


Такое исследование было проведено, благо в школе помимо классов с раздельным обучением были и смешанные классы, что позволило сравнивать и делать обоснованные выводы. Кроме того, мне удалось побывать в Железногорской школе N 103 Красноярского края, где раздельное обучение существует уже более 10 лет и в начальной, и в средней школе, и изучить их богатый опыт. Выводы, к которым мы пришли, сводятся, в основном, к следующему - раздельное обучение мальчиков и девочек при условии определенной подготовленности педагогов весьма благотворно сказывается на их развитии.


Класс один - возраст разный


Прежде - небольшой комментарий нейропсихолога.


Как всем известно, девочки до определенного возраста обгоняют мальчиков по развитию многих психических функций. Они взрослее мальчиков-ровесников при поступлении в школу, и в подростковом возрасте это уже просто невозможно не заметить. Помимо этого, у девочек и мальчиков по-разному развиваются и мозговые структуры. Так, мы знаем, что у человека разные полушария мозга осуществляют разные функции: левое полушарие отвечает за логическую переработку информации, а правое - за образно-эмоциональную. У мужчин полушарная асимметрия выражена более ярко, у женщин же пучок нервных волокон, соединяющий левое и правое полушарие и позволяющий обмениваться информацией между полушариями, толще, обмен информацией осуществляется легче и функциональная специализация полушарий выражена меньше. Но это у взрослых. У детей же есть еще такая особенность - у мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера.

"Левополушарники"

  1. Воспринимают информацию через вербализацию  
  2. Строят логические цепочки  
  3. Хорошо работают по планам  
  4. Легко воспринимают абстрактный материал  
  5. Складывают информацию из кусочков  
  6. Легче пишут диктанты  
  7. Легко идет разбор слов  
  8. Трудно включаются в дискуссию  
  9. Легко находят ошибки в словах  
  10. Теряются в нестандартной ситуации  
  11. Хорошие организаторы. Прагматики  
  12. Эрудиты  
  13. Легко обучаются школьным способом  


"Правополушарники"

  1. Воспринимают информацию образно, эмоционально
  2. Идут от образа к слову. Главное для них – смысл
  3. Хорошо развита поисковая деятельность
  4. Легче учатся по материалам конкретных жизненных примеров
  5. Воспринимают информацию целостно, при детализации перестают воспринимать смысл
  6. Легче пишут сочинения
  7. Трудно идет разбор слов
  8. Легко включаются в дискуссию
  9. Не видят ошибок в словах
  10. Могут применять знания в нестандартной ситуации
  11. Творческие личности
  12. Генераторы идей
  13. Легко обучаются погружением в среду, в язык


Хотя бытует представление, что девочки более эмоциональны, чем мальчики, с точки зрения нейропсихологии дело обстоит не совсем так. Дело в том, что среди мальчиков и мужчин вообще больше, чем среди девочек и женщин набор индивидуальных различий, то есть среди них больше как ярко выраженных логиков-мыслителей, так и ярко-эмоциональных людей. Девочки и женщины же помимо того, что эта группа более однородна, еще и более речевые, и то, что мы часто принимаем за эмоции, на самом деле не что иное, как эмоциональные метки, проявленные в их речи. То есть они склонны больше говорить о чувствах, по силе же проявления эмоций мальчики могут превосходить девочек, хотя и не всегда способны про это сказать. Женщина может воскликнуть выразительно "Ах, как мне ее жалко!", но это совсем не значит, что ее сейчас так переполняют отрицательные эмоции, что ей трудно себя сдержать. Это просто эмоциональная метка ситуации - она дала обозначение не своим переживаниям, а своему отношению к ситуации и классифицировала ее как отрицательную. После этого она спокойно может переключиться и заняться каким-нибудь совершенно другим делом. Мальчики же, хотя и не проявляют этого внешне, могут переживать ситуации более глубоко.


Итак, мы видим, что при смешанном обучении реально мы имеем разновозрастный класс. Причем, мальчики находятся в заведомо невыгодной позиции по сравнению с девочками - так как девочки старше по биологическому возрасту и у них лучше развита речь.


Вместе трудно, а врозь?


Следует отметить и некоторые различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.

У девочек короче период врабатываемости, а мальчики медленнее входят в работу. И пики работоспособности у них разные. Мальчикам нужен высокий темп. Как только начинается повторение, закрепление - они выпадают из процесса, внимание ослабевает.


Девочки ждут, когда ответит лидер. Учитель спросит - тишина (даже если ответ знают) до тех пор, пока кто-то один не скажет, и тогда уж все хором начинают отвечать. Они как бы работают "на подхвате". Девочкам быстрый темп мешает. Они лучше работают на пошаговых технологиях.

У мальчиков хорошо работает соревнование. Для девочек соревнование надо применять очень аккуратно, есть риск всех их перессорить. Для девочек очень важна оценка со стороны, они очень болезненно воспринимают, когда кто-то их превосходит и оценка переносится на личности. По наблюдениям учителей, мальчики и девочки и ссорятся по-разному. Мальчики поссорились - подрались, смотришь - на другой переменке опять вместе.


Девочки же, если поссорятся - в ситуацию вовлечен весь класс. Они переживают, обсуждают подробности, могут весь урок просидеть надутые, а то и несколько дней и даже месяцев обижаться друг на друга. Но зато и примирение они обставляют как праздник для всего класса.

Следует учитывать и такую особенность - мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, они лучше работают тогда, когда характер вопросов - открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не когда нужно просто повторить за учителем и запомнить информацию. Их нужно натолкнуть, чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока, тогда они запомнят и усвоят материал. То есть, им больше подходит обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации. Мальчики лучше работают "от противного": сначала - результат, потом - как мы к этому пришли. От общего - к частному. Почти все учителя говорят, что в классе мальчиков работать сложнее, но интереснее.

Знакомый нам учитель математики преподавал параллельно в девичьем и мальчишеском классах, применяя разные методы обучения. Например, по теме «Деление и умножение десятичных дробей» действия учителя в девичьем классе укладывались в следующую схему:
– объяснение правил;
– решение примеров на эти правила в классе;
– домашнее задание на примеры по данному правилу;
– проверочная работа по этой теме на отметку.
Мальчикам тот же материал он преподносил совсем иначе: заранее записывал на доске примеры и результаты их решения. Далее ставил задачи:
– «следите за результатами решения каждого примера на доске»;
– «из выполненных вычислений выведите правила»;
– «кто сможет это сделать, получит пятерку».
Договорившись об условиях, он начинал озвучивать результаты решения записанных на доске примеров:
– «при делении 1,0 на 10 получится 0,1»;
– «при делении 0,001 на 0,1 получится 0,0001»;
– «при делении 0,05 на 0,01 получится 0,005» и т.д., по 10–15 примеров на деление и по стольку же на умножение десятичных дробей.

Девочки лучше усваивают информацию, когда им известен алгоритм, когда информация уложена в схему. Обычно, для них не составляет труда запомнить правило или порядок операций и затем применять его в подобных типовых ситуациях.


Есть и еще одна объективная трудность, которая мешает детям и в первую очередь мальчикам быть успешными в обучении. Дело в том, что учебники пишут в основном левополушарники - люди рационально-логического типа. Просто потому, что правополушарники вообще не любят писать. Они лучше расскажут, чем изложат на бумаге, им, чтобы облечь мысль в грамматическую форму, нужен контакт с аудиторией.


Левополушарники же перегружают текст сложными грамматическими формами, трудными для восприятия. У нас большинство школьных технологий рассчитано на левополушарников. Но при этом мало того, что правое полушарие плохо развивается, люди правополушарного типа просто отсеиваются при такой системе. А поскольку в начале обучения мальчики в целом более правополушарны, то страдают от таких методов обучения в первую очередь они.


Мальчики требуют более образной формы изложения, наглядности, им нужно прожить материал в действии, а не умозрительно. Девочкам же обычно проще понять схему, алгоритм. А учителя требуют полного ответа, чтобы было хорошо сформулировано, да еще и так, как в учебнике.


А мальчики, все понимая, подчас не могут объяснить того, что поняли, кому-то другому. Учительница мне рассказывает: "Есть у меня два мальчика, на уроке физики просто все хватают на лету, все задачи решают, подсажу к ним кого-то послабее, чтобы они объяснили, а они не могут. А есть девочки - отвечают у доски прекрасно, но они физического смысла не чувствуют. И на контрольных эти девочки пятерки получают, а мальчики - три, а то и два - то они определение не могут написать, то в вычислениях запутаются, то оформят неправильно. И что делать учителю? Вот, - говорит она, - я вижу, эти мальчишки знают, понимают, чувствуют предмет, но формально положительно их оценить ни по каким параметрам не получается, и я им вынуждена поставить три".


Что еще важно отметить, у девочек с педагогами контакт теснее. В смешанном классе учитель скорее всего обратит внимание на то, как работают девочки - они, как более ориентированные на контакт, чаще смотрят в глаза учителю, что служит для него знаком готовности их к работе. Мальчики же, как правило, значительно меньше смотрят на учителя.


А если еще учесть, что и педагоги-то большей частью - женщины, и им проще ориентироваться на девочек, то выходит, что мальчики и в начальной и в средней школе находятся под неким прессингом девочек и женщин-учительниц.


Наш опыт показал, что при раздельном обучении мальчики развиваются интенсивнее, чем в смешанных классах, так как их никто не оттесняет на вторые роли, и они раскрывают то, на что они были способны и что могли бы раскрыть, если бы девочки им не мешали. При этом и учитель вольно или невольно начинает корректировать методы преподавания под тот тип аудитории, с которым он работает - под тип восприятия, тип мышления, темп работы, под динамику работоспособности, под коммуникативные особенности. Вот поэтому мы и имеем выигрыш в развитии интеллекта в раздельных классах.


Педагоги Железногорска рассказывали, что у них бывали такие ситуации, когда отстающих по ряду предметов мальчиков после 8 класса переводили из смешанного в раздельный класс. Эффект был просто потрясающим - ребята из неуспевающих превращались в успешных учеников и заканчивали школу без троек.


Если мальчиков правильно обучать, то, в целом, и по гуманитарным, и по "техническим" предметам отличников среди мальчиков будет не меньше, чем среди девочек.


Результаты наших исследований показывают, что при раздельном обучении по интеллектуальному развитию мальчики опережают девочек. А по отметкам девочки чаще всего продолжают опережать мальчиков. И вот это несоответствие - болевая точка нашей педагогики.


Ростовой скачок, любовь и речь пятилетнего ребенка


Особо хочется остановиться на тех проблемах, которые появляются в подростковом возрасте.

У подростков пубертат (период полового созревания) начинается неодновременно - у кого-то раньше, у кого-то позже. Разница в биологическом возрасте просто колоссальна. Если класса до четвертого они более-менее ровные, то потом начинаются ростовые скачки. И педагоги часто не понимают, что ребятам просто физиологически сейчас очень трудно на чем-то сосредоточиться. При ростовом скачке внутренние органы, кровеносная и другие системы организма часто не успевают перестроиться, и организм бывает колоссально разбалансирован. В режиме повышенной нагрузки работает сердце, почки, мозг, они могут давать сбои даже у здорового ребенка. У подростков идет перестройка гормональной системы, биохимии всего организма. При этом происходят изменения в психической деятельности: это касается и восприятия, и памяти, и мышления, и всей познавательной деятельности. При перестройке же происходит временный сбой - по-старому решать задачу уже не получается, а новые функции еще не сформировались достаточным образом.

А подростков обвиняют в лени, распущенности, а то и ставят им в пример одноклассников, у которых пубертатный период проходит мягче или вообще еще не начался. В принципе, в классе нет двух одинаковых людей. Динамика развития у всех разная, разная функциональная организация мозга, а значит, и связанные с ней особенности психических функций. А мы их все время сравниваем, кого-то ругаем, кого-то в пример ставим, подхваливаем. Но и тот, и другой могут иметь очень высокий интеллектуальный потенциал. Только один из них может (в силу своих природных данных) раскрыть его именно в этой образовательной системе, а другой может достигнуть не меньших высот, но только при условии использования других программ и методик, более соответствующих его типу организации мозга и психики.


В подростковом возрасте совместное обучение может принести даже определенный вред. Подростки начинают стесняться друг друга, не вполне освоившись с теми внезапными изменениями, которые начинают в себе обнаруживать.


Так, в подростковом возрасте мальчики становятся еще более правополушарными, в их поведении появляются элементы, присущие детям 5-летнего возраста. У мальчиков подростков в пубертатном периоде могут возникать проблемы с памятью и речью, даже если их не было, появляется косноязычие, которое они стесняются показать, особенно перед девочками.


У девочек свои физиологические проблемы, у них притормаживается развитие речевого полушария, запас слов как бы сужается, они порой из-за этого и к доске стесняются выйти.


Возникают свои трудности и у педагогов. Понимание мужественности и женственности при такой биологической разнице как у подростков одного возраста сформировать довольно сложно. Все разговоры о том, что мальчики - защитники, сильный пол, а девочки - хрупкие создания, нуждающиеся в защите, воспринимаются в такой аудитории чаще всего с недоумением, а то и с насмешкой: девочки в этом возрасте крупнее и взрослее мальчиков.


Еще один такой момент следует учитывать - сейчас девочки приходят в школу не в длинном закрытом платье - декольте, короткие топики, облегающий силуэт, мини-юбки и т.д. А все это не может не действовать на мальчика, находящегося в периоде пубертатного развития, и провоцируют у него неконтролируемые физиологические реакции. Он подчас просто из-за этого не может сосредоточиться на уроке.


В детской газете, которую ребята издают в Железногорске, я встретила такое высказывание: "Учиться в раздельном классе хорошо, потому что девочки не знают, как я учусь". И это тоже важно - не уронить свое достоинство в глазах той девочки, которая тебе нравится. Он ведь может и неважно учиться, но обладать массой достоинств, а навязываемая в школе шкала оценивания по успеваемости мешает эти достоинства и проявить, и заметить у другого.


В подростковом возрасте возникают влюбленности, но девочкам мальчики становятся нужны раньше, чем мальчикам девочки, и девочки интересуются мальчиками более старшими, а не своими ровесниками. И вот что замечено - в школах, где есть раздельное обучение, больше среди девочек котируются мальчики из раздельных классов, а не из смешанных, так же, как и среди мальчиков - девочки из "девичьих" классов.


Что-то находим, а что-то теряем


Итак, казалось бы, налицо явные преимущества раздельного обучения. Но надо сказать, что при любом разделении мы все равно что-то находим, а что-то теряем.


Мы знаем, что исторически раздельное обучение сложилось раньше смешанного. Тем не менее, сейчас в обществе превалирует совместное обучение мальчиков и девочек. Школы то смешивали мальчиков и девочек, то опять разделяли, находя резон то в одном, то в другом. И на наш взгляд, в раздельном обучении есть один недостаток - это возможность возникновения проблем в общении между девочками и мальчиками. То есть, при недостатке совместного общения они могут просто не научиться понимать другой пол. А это, в свою очередь, создаст проблемы при образовании семьи, в трудовом коллективе и т.д. Именно поэтому мы не разделили ребят по разным школам, а оставили раздельные классы под одной крышей. Мало того, что они общаются на переменах, у них много различных совместных внешкольных мероприятий, некоторые уроки, например, урок этикета, мы тоже проводим совместно. Таким образом, у ребят есть возможность проиграть самые разнообразные ситуации общения - и во время досуга, и в деловом взаимодействии.

Конечно, в женском коллективе есть свои проблемы. Девочки начинают чаще жаловаться на недомогание, жалеть себя. Педагоги заметили, что иногда девочка может себе позволить в чисто женской компании то, что она никогда бы не сделала в присутствии мужчины - что-то сказать, что-то поправить из одежды. И это может войти в привычку, если учитель не будет обращать на это внимание.

Сейчас опыт раздельного обучения еще не вошел в массовую практику, и это, наверное, хорошо. Я, при всем понимании тех преимуществ, которые дает раздельное обучение мальчиков и девочек, абсолютно убеждена - как и любое нововведение, эта новация должна быть хорошо подготовлена, только тогда она будет успешна. Если формально разделить класс на мальчиков и девочек и учить их одинаково - толку от этого не будет. Несомненно, нужно специально готовить педагогов, нужны новые методики преподавания, нужны новые исследования. Пока мы стоим только в начале пути. Опыт, наработанный педагогами Санкт-Петербурга, Красноярска, Москвы, Новгорода, Тулы и других городов мы обобщаем на межшкольных семинарах и научно-практических конференциях.

Пока не готовы и родители к тому, чтобы безоговорочно принять раздельное обучение и, конечно же, у каждого из них должно быть право выбора, в какой класс отдать ребенка - в смешанный или раздельнополый. Возможно, есть небольшая группа детей, которым лучше учиться в обычных смешанных классах. Так, в Железногорской школе за 10 лет было всего два случая, когда педагоги и родители приняли совместное решение о переводе детей из раздельного класса в смешанный. И эта проблема еще ждет своих исследователей. 

Вместе с тем, идея раздельного обучения в средней школе мальчиков и девочек большинству россиян не нравится. Лишь примерно десятая часть наших сограждан (9%) считают, что система, при которой мальчики учатся отдельно от девочек, имеет больше преимуществ, чем преобладающая сегодня система совместного обучения. Три четверти россиян (76%) убеждены в обратном: они полагают, что лучше, когда мальчики и девочки учатся вместе (15% не имеют определенного мнения на этот счет). Наличие/отсутствие у респондента детей или близких родственников школьного возраста на позицию по данному вопросу существенного влияния не оказывает...

 
P.S. Я, в свою очередь, выступаю "за" раздельное обучение - вплоть до окончания средней школы. Выше уже говорилось о разнице в мышлении у большинства мальчиков и большинства девочек. Не знаю, как обстояло дело в вашей школе, уважаемые Горожане, но в нашей кроме учителей ОБЖ и Физкультуры все прочие были женищинами. И на одного мальчика-отличника приходилось по четыре девочки. "Отличность" же была разного рода - девочки классические отличницы. Умницы, красиво излагающие шаблонные, выверенные мысли, строго академически подходящие к решению математических задач - девочки очень славные, на самом деле. Парни-отличники все разные были... Я вот, например, соврешнно, 1000% "правополушарник". Мне было тяжело. Ни единого стихотворения либо формулы я на память не помнил, а шпорами в школе мне не позволяла совесть. Школьная же программа не признает таких особенностей восприятия. Хотя, есть такое мифическое понятие как "учитель высшей категории, который должен...". Не должен, да и не в силах, даже учитель высшей категории работать с каждым индивидуально. Урок - 40 минут, детей в классе - 30.

Единственный резонный минус раздельного обучения - это, якобы, неправильное сексуальное воспитание детей. Якобы, мальчики не научатся правильно позиционировать себя по отношению к девочкам - ухаживать за ними, помогать... Таким гражданам мне хочется возразить - сейчас, безусловно, те "мужчины", которые не стесняются в присутсвии девочек матом изъяснятся и 15-лентие барышни, в открытую обсуждающие свои интимные (неважно, что зачастую выдуманные) похождения - эталон взаимоотношений М+Ж?

Однако, в российском образовании раздельное обучение не предполагает полного разделения - разнополые дети вольны общаться на переменах, на общешкольных мероприятиях... Да и вне школы возможностей пообщаться выше крыши. Было бы желание. А вот той разнузданности, вседозволенности, зацикленности на сексе (да, девочки созревают РАНЬШЕ, значительно РАНЬШЕ мальчиков), возможно, станет в школах меньше.

А вы, Грожане, хотели бы, чтобы ваши дети учились в системе, где мальчиков учат мужчины, девочек - женщины, и пересекаются эти две группы не на уроках, а ВНЕ учёбы?



Источник: http://zdd.1september.ru/view_article.php?id=201000406, http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/10/1/, http://bd.fom.ru/report/map/dominant/dom0801/d080124

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

воспитание педагогика школа

 

Комментарии:

Мне кажется, что мы живем уже в современном мире, где женщины имеют те же права, что и мужчины, соответственно образование необходимо одинаковое. Для чего разделение, ведь в жизни мы никак не отделены друг от друга, а это будет создвать только трудности в общении, особенно у детей школьного возраста.

Ответить

HaN

Необходима одинаковая программа ) Уровень знаний ) Образование одинаковым всё равно не будет. Мальчики помнят одно, девочки другое. Возьмите хрестоматийный пример с "Войной и миром"... Хотя, нынешние дети, наверное, в большинстве своём не читают ни про балы, ни про войны. Ведь есть же готовые сочинения...

Ответить

WWW, а вы еще к господу претензию предъявите, что между ног у нам не одинаково.

Ответить

Vision

Прочтите пост, хотя бы до середины.

Ответить

Начальная школа -вместе. С 12 лет строго отдельно!

Ответить

Andy монтажник ...из

Угу ,пиоторов ,как в старых аглицких закрытых школах вырасчивать.!))

Ответить

Глеб Нержин

Апологеты раздельного обучения напирают как раз на то что с самого начала, с первого класса детей надо учить по разному, в смысле раздельно.

Ответить

Глеб Нержин

«мальчиков учат мужчины, девочек – женщины» - ну это фантастика, а вот раздельное обучение идея хорошая и осуществимая, я за!

Ответить

Hikikomory

Не знаю, не знаю...я бы не хотела учиться в чисто женском коллективе - те, кто учился или работал исключительно с женщинами, должны меня понять:) Это психологически ОЧЕНЬ тяжело, мальчики и мужчины так или иначе все же сглаживают острые углы, а вот чисто женский коллектив - засада полнейшая...
К тому же бывают и девочки с мужским складом ума и мальчики с женскими особенностями восприятия...

Ответить

HaN

Хорошо ) Бывают ) Причём нередко ) Но эти девочки в классе, кхм, "классической учительницы" не станут отличницами. Им просто это не надо. Может не "мальчиковый" и "девчачий" классы - а "с логическим" и "эмоциальным" методикой обучения? Отсылки к нынешним "физматам" и "гуманитарным" не катят.
Всё равно по-разному учить надо - а не с "преобладанием одних наук над другими".

Ответить

Hikikomory

Ой, да этих методик обучения столько придумано, а учат-то до сих пор по устаревшей индустриальной...мы на педагогике изучали разные системы обучения, некоторые очень даже интересные, да вот что-то не видала я школ, в которых бы так учили:))))
Чтобы изменить школу, нужно изменить общество, мне так кажется...

Ответить

Марта

Вообще, в целом, мне идея нравится. Но вот беру я своего частного ребёнка, и понимаю - она бы в девичьем классе зачахла и увяла. Ей несказанно повезло - она оказалась в классе с соотношением девочек и мальчиков 1:2, именно так - девочек ровно вдвое меньше, их вообще всего 6 человек. И мой ребёнок имеет возможность без ущерба себе общаться только с мальчиками - с девочками я её категорически не видела совсем. Потому что у них скорость передвижения не совпадает. ну, и вопросы о рИзинАчках, юППачках и кАлготАчках моему ребёнку абсолютно чужды. Органичнее всего она выглядит в джинсах и кроссовках, хотя, конечно, платья и юбки надевает, и туфли в виде сменки обувает. так что вот моего частного ребёнка я бы не хотела так мучить женским коллективом. Но, кстати, только старшего. младшую бы отдала - она девочка-девочка, и прекрасно прижилась бы в раздельном обучении. Все дети очень разные, слишком разные для системы, в принципе, поэтому, комфортной систему никак не сделаешь.

Ответить

HaN

Т.е. вполне оправдано параллельное существование в рамках одной общеобразовательной (!) школы как смешанных, так и раздельных классов? ) И родитель вправе выбирать вариант обучения, наиболее подходящий для его чада? )

Ответить

Марта

Вероятно - да, хотя, я боюсь, что для успеха всего мероприятия нужно начинать с того, чтоб стулья в школе не рвали колготок. Про спецподготовку учителей, методик и прочих учебных пособий я лучше помолчу.

Ответить

знакомая барышня закончила школу где мальчики и девочки учились отдельно. говорит что из ее однокласниц ни одна замуж не вышла как и она сама
лет ей 35 наверно

Ответить

оставьте школу уже в покое!
когда количество преобразований в системе переваливает некий критический барьер, то они теряют всякий смысл, так как система перестает быть системой.
боюсь, что в среднем образовании этот барьер уже перейден. школа стала театром абсурда.

Ответить

В самом деле так.
" новый мир хотел построить, да больше нечего ломать."
(С)Друк

Ответить

Hikikomory

Так может надо было оставить школу в покое еще на заре советской эпохи?:) Помнится, не всегда в России школа была общая для всех, было и раздельное обучение:)

Ответить

иногда лучше промолчать, чем показывать свою глупость.
причем тут советская эпоха?

Ответить

Hikikomory

При том, дяденька, что кардинальные перемены, а именно отмена раздельного обучения и введение ныне существующей системы началась именно после краха царской России. То есть мы уже учились когда-то раздельно, и неплохо учились, надо сказать, никто не жаловался, так что, если уж говорить о вреде перемен, можно и в такие дали заглянуть:)

Ответить

Мужчины и женщины мальчики и девочки дополняют друг друга при совместном развитии а при раздельном будут наверно лишены чего то что в последующем может очень негативно сказаться на личности. Многие ратующие за раздельное обучение/воспитание готовы признать что их собственное совместное обучение/воспитание оказалось ущербным?

Ответить

HaN

Я готов признать )

Ответить

ну тогда может расскажете нам о своей ущербности чтоб мы убедились в плюсах раздельного обучения?

Ответить

HaN

Вы не похожи на моего психоаналитика ))) Да и вообще - я в этом посте, да и вообще в своём блоге за себя лично лишь говорю )))
Скажем так, избыточная наглядность и простота взаимоотношений "м+ж" ряду детей скорее мешает социализироваться, нежели помогает. Потом, как вариант, это выливается в рост числа подростковых абортов, рост ранних браков, числа разводов и т.д.

Ответить

возможно что РЯДУ детей и мешает социализироваться, ряду - но не всем поголовно, есть у этой палки и другой конец - реальная опасность формирования инфантильных личностей не способных на нормальные взаимоотношения с противоположным полом

Ответить

HaN

Это вы как контраргумент мне привели или другими словами выразили мою мысль?
Разве те, которые делают аборт в подростковом возрасте и меняют партнеров направо-налево не являются инфантильными личностями, не способными к нормальным взаимоотношениям? 0_о

Ответить

это был контраргумент если вы не поняли

Ответить

HaN

Понял. Но получилось то подтверждение )

Ответить

раздельное обучение/воспитание несет реальную опасность формирования инфантильной личности и неспособность на полноценные отношения с противоположным полом взрослыми людьми

Ответить

HaN

Опасность несёт нынешнее совместное обучение, где фокус с образовательного процесса сняли, а процесс социализации подростков пустили на самотёк.

Ответить

Hikikomory

ой, что вы панику-то разводите...как НТВ, ей-богу:)

Ответить

Hikikomory

Позвольте не согласиться:) К раннему браку скорее будут предрасположены те дети, которые ЛЮБЫЕ отношения воспринимают не как игру, флирт, первую влюбленность, а как "настоящее чувство". Те дети, которые никогда в школе не флиртовали, не "играли". Первые отношения в подростковом возрасте учат мальчиков и девочек, а вот если ребенка вырвать из среды, то через какие такие каналы он, по вашему, будет социализироваться?

Ответить

HaN

Не позволю не согласиться ) Частный случай рассматривайте ) Приводите пример )
Жизнь вообще - штука серьезная. Играть надо в садике. Вы свои первые отношения помните? Я - да. 4 года мне было ))) А в школе надо знания получать ) Влюбляться "по-серьезному" тоже надо вовремя - старшие классы к этому больше подходят, нежели период 11-13 лет.

Ответить

Hikikomory

Влюбляться "по-серьезному" в старших классах? Не смешите меня:) Много вы можете привести примеров счастливо выжившей любви старшеклассников, не считая фильма "Вам и не снилось"?:))) Именно в школе мы получаем первый опыт отношений с противоположным полом в будничной обстановке, а если ребенка поместить в однополую среду, то опыт получается односторонний, перекошенный. В этом, отчасти, проблема закрытых однополых учебных заведений.
з.ы. аборты и все то, на что вы напираете, тоже относится к крайностям:)
з.ы.ы. за себя могу точно сказать - ни за что не пола бы учиться в однополую школу, и ни за что не отдам ребенка в такую школу (при условии, что у меня будет ребенок и будет выбор, куда его отдать учиться)

Ответить

HaN

Так вы всё-таки согласны, что примеров счастливо выжившей любви старшеклассников особо не наблюдается? ))) А значит, ничему путному дети на учатся - а учатся сходиться-расходиться? И тут же вы согласны, что положительный опыт у России был - причём, отмечу, не так давно - в 54-м отменили раздельное обучение )
Ну и самое главное - фокус (как я и предполагал) сместили в область сексуальности. А я не о том. Главный плюс раздельного (даже не обязательно по половому признаку) обучения - это разный подход к преподаванию. Лучшие, более качественные знания.

Ответить

Hikikomory

Я лично считаю, что опыт - любой, это опыт и он очень важен. Да, у всех бывали неудачные влюбленности, но, задумавшись, все мы можем сказать, что те или иные отношения дали нам то или другое. Отношения подростков - это как раз такой опыт, и если разделить детей на женские и мужские классы, то рано или поздно мы столкнемся с абсолютной неспособностью молодых людей создавать свои семьи, ибо они просто не будут иметь опыта отношений с противоположным полом. А это, как ни крути, гораздо важнее знаний, ибо можно быть сколько угодно умным, ив се равно несчастным...почему-то сразу роман "Защита Лужина" вспомнила, хотя там немного другие проблемы поднимаются..

Ответить

HaN

Почему-то никак не могу уловить, как школьное общение может повлиять на умение создавать семьи ))) Мне почему-то казалось, что умение семьи не методом проб и ошибок получается, а исходя из умения уважать противоположный пол и видеть разницу между мальчиком и девочкой ))) Да и школа - не психдиспанцер ))) В современной школе (где дети предоставлены сами себе - благодаря нежеланию/неумению родителей научить детей правильной гендерной идентификации) дети предоставлены сами себе. И получается печальная картина - рост числа матерей-одиночек, рост числа ранних беременностей, рост числа разводов. Эгоисты недоученные, недолюбленные и самодовольные из школ в большом количестве сейчас выходят ))) Хотя есть и исключения - коих не так уж мало ))) Хотелось бы больше.
"Защиту Лужина" не читал )

Ответить

Hikikomory

Социализация - это сложный, многогранный процесс, первичная социализация идет через семью, но школа играет немаловажную роль в становлении личности, индивида. Школа занимает большую часть времени и жизненного пространства современного ребенка и именно в школе ребенок получает большую часть опыта общения с другими людьми, в том числе и с противоположным полом. Именно поэтому считается, что ребенок должен лет с 4 ОБЯЗАТЕЛЬНО идти в детский сад, так как именно с этого возраста кроме семьи как агента социализации в игру вступает общество - в лице детских садов, школ.
Вот и все. Отнимите у ребенка общение с противоположным полом в школе и вы получите ограниченную социализацию, ребенка с перекошенным опытом, или вовсе без опыта.
Вот сейчас идет сериал "Школа", гавно полнейшее, конечно, но - один из персонажей просто-таки олицетворяет собой то, во что может превратиться ребенок, которого ограничивают в общении, чей опыт нарушается, чья социализация идет не тем путем.

Ответить

[quote] Социализация - это сложный, многогранный процесс, первичная социализация идет через семью, но школа играет немаловажную роль в становлении личности, индивида.
[/quote]
Бла бла бла...Вы еще скажите что улица всему ребенка учит,а где же, цензоерд, родители то а? ребенок это губка, он впитывает все от и до, а что он будет выжимать это впервую очередь Родители! а уж потом все остальное, чеж вы школу разделяете? вы и детей сразу с рождения разделяйте, так чтобы общались только за завтраком, обедом. Что вы чушь городите то?
я против раздельного образования однозначна!

Ответить

Hikikomory

Мишаня, для начала почитайте литературу по вопросу, а потом уже гните свои хилые пальчики:) Удачи:)

Ответить

Я раньше сомневалась по поводу раздельного обучения, или даже больше склонялась к совместному, но эта статья меня убедила, что действительно, необходимо раздельное обучение. Для начала необходимо развить свой интеллект таким образом, как предрасположена отдельно взятая личность - от общего к частному, или от частного к общему. А потом, уже утвердившись в своих интеллектуальных способностях, и сформировав отношение к самому себе, уже можно и отношения с противоположным полом строить. Статье +

Ответить

HaN, к вам один вопрос. Вы вот говорите, что вы 1000% "правополушарник", т.е. логическое мышление вам не свойственно, но заниматься научной деятельностью, изучением закономерностей в развитии мозга мальчиков и девочек вы почему-то стали? Или я что-то не поняла, и эту статью писали не вы? [...с Тамарой Петровной Хризман в 70-х годах, занимаясь нейропсихологическими исследованиями...]

Ответить

HaN

Статью писал не я ) Я писал постскриптум ) Да и научная деятельность разная бывает ) Я, например, другие закономерности изучаю, близкие мне )))

Ответить

        Непридумал

Думаю обучать возможно, но до какого-то определённого периода иначе выращиваем матриархат/патриархат. История показывает печальные итоги подобных доминантов.

Ответить

На самом деле, для детей, самое важное не методы преподавания, не способы обучения. а ЖИВОЙ ПРИМЕР. Можно ребенка (любого пола) научить тому, кто был королем Испании в таком-то году. Но невозможно НАУЧИТЬ ребенка быть храбрым, ласковым, справедливым, терпеливым и т.д... Все эти качества могут появиться только в процессе общения с другими детьми и взрослыми. Мальчик может понять, что такое МУЖЕСТВО, только если он увидит пример мужественного поведения НА ФОНЕ женственного. Точно так же и девочка может понять, чем отличается ЖЕНСТВЕННОЕ поведение, только на фоне поведения мальчиков! Т.е. я считаю, что ребенок вырастет хорошо приспособленным для взрослого мира только в том случае, если он с самого раннего детсва видит РАЗНООБРАЗИЕ и СЛОЖНОСТЬ этого мира. А создавать закрытые, изолированные мирки (особенно - типа казарм и тюрем), это путь в никуда... Вот пример из личной жизни. Оба моих сына ходили в д/с с так называемыми "смешанными возрастными группами". Т.е. в одной группе были дети и 2 лет и 5-6 лет... Да, это очень МЕШАЛО обучению, когда старших надо было готовить к школе, а младших надо было учить пользоваться унитазом. Но, вместо этого, все дети получили твердые знания о том, что младщим нужно - ПОМОГАТЬ, а старших нужно СЛУШАТЬСЯ!. И, я считаю, вот эти навыки общежитития, гораздо важнее умения клеить бумажные коробочки и складывать 2 + 3... Точно так же, лишая мальчиков и девочек возможности нормально общаться в школе, мы лишаем их огромной части ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ НАВЫКОВ... И никакие успехи в изучении алгебры этого не компенсируют. А права женщин и мужчин тут абсолютно непричем! Это забота всего общества - в целом !

Ответить

HaN

Отличный комментарий )

Ответить


shrrr

О чем речь? Мировая и Российская многолетняя практика обучения детей давно показала преимущества совместного обучения разнополых детей. На первом месте стоит социальное обучение - естественным путем, всё остальное - от искусства и компетенции учителя.
Возврат к раздельному обучению носит чисто конъектурный или заказной характер.

Ответить

Мудрец

Удалили мой коммент? :)
Ну-ну... продолжайте двигать науку в "идеалогически" правильное русло! ;)

Ответить

HaN

Вы толстовато троллите ) Причём не по теме )

Ответить

Mus musculus

Чо-то я не припомню из своей школьной жизни каких-то эпизодов, формировавших сценарий моих отношений с противоположным полом.
Только помню увещевания учителей натему "девочки, ну вы же девочки!"
Или наоборот – «мальчики, ну вы же мальчики, ведите себя как мужчины!» В то время все было наоборот – девочки на голову выше мальчиков и очень задорно участвуют во всеобщей борьбе-барахтанье в снегу. А девочки, которые «девочки» - ну, этих просто воспринимаешь как кукол.
Кто-то когда-то придумал, что совместное обучение на что-то там в сексуальном развитии влияет, а никто толком и не проверял. Все равно они (девочки и мальчики) столкнутся – во дворе, на перемене, в кружках, никто не говорит о полной половой изоляции.
Наша классная говорила, что девчонки всегда учатся прилежно, несмотря на наличие или отсутствие мальчиков в классе. Если класс состоит из одних пацанов, то вскоре коллектив скатывается в своем поведении до уровня наименее развитого из них. А присутствие хотя бы одной девочки резко стимулирует их образовательную деятельность (не хотела бы оказатьсяна месте этой девочки…)

Ответить

Мы живем в Англии. Тут вообще нет такого понятия как совместное обучение девочек и мальчиком. Существуют отдельные школы для мальчиков, отдельные школы для девочек. При этом каждая школа со своей формой и эмблемой(к вопросу об одежде в школе). На мой взгляд, это хорошая идея разделить учеников по половому признаку. И это совсем не означает, что они не видятся и что у них проблемы в общении друг с другом. Наоборот, для мальчиков девочки - это леди, а не друганы из класса, которых можно толкать и обзывать.

Ответить

Hikikomory

Да ладно, что вы сказки-то рассказываете? Городские общеобразовательные школы даже в Англии совместные.

Ответить

ychenik

мужиков бы в школы побольше, с психологией доминирующих самцов - и девочки бы учились и мальчики бы строились:))))

Ответить

        эмотёнок

а чё их там мало?!

Ответить

Преподавание религии, раздельное образование- ощущение, что сейчас 18 век. Непонятно- нахер людям мозги?

Ответить

        эмотёнок

читать да читать

Ответить

Отличная статья! Дети и родители должны иметь право выбора в каком классе обучаться. Старшего сына я бы отдала в класс для мальчиков, а вот младший без девчонок погибнет, он бы вместе предпочел. Жаль только, что этого нет. Глушь.

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.